Методы XXI века: в Североуральске застрелен медведь

10 сентября популярные группы Североуральска наполнились печальными новостями: в городскую черту зашёл медведь и был убит: сотрудники полиции и местные охотники старались его отогнать, но у них ничего не вышло. Спустя час охотники застрелили медведя,
так как он начал движение в их сторону. Пресс-центра Движения «Зелёный дозор» взял интервью у Виктора Долгушина, главного охотоведа Североуральского городского округа. Он рассказал о событиях того злополучного вечера.
 
— Столько звонков было уже по этому поводу. 10 сентября вечером с 8 до 9 первые сигналы поступили, что медведя видели у кафе «Вдали от жён». Потом он перебрался на улицу Павла Баянова, туда, где самый крайний дом. В помойку залез. И вот с этого момента животное
пытались взять под контроль, выгнать из города. Работники полиции подключились, они на «дежурке», наряд ДПС, два охотника подключились. Меня в это время в городе не было, поэтому я позвонил охотникам, у которых есть разрешение на добычу медведя. Сейчас охота на медведя открыта, и у нас есть восемь лицензий по Североуральску, выданных охотникам-любителям на добычу медведя. Вот я двоих подключил, они тоже на машине были. Нашли они этого медведя где-то в районе бывшего магазина по улице Советской. Пытались они его
выгнать из города с помощью мигалок и сирен. Он всячески прятался, там же освещение плохое: то за угол забежит, то в кусты залезет. Они долго его там гоняли. В итоге они его на пустырь загнали там, где шиномонтажная станция. Он в кусты залег и не реагировал на сигналы автомобилей. Охотники вышли из машин и пошли пешим ходом, так скажем. Шумели, стучали, кричали, чтобы он испугался и побежал. А он не испугался и пошёл на них. Встал и пошел к ним навстречу. Пришлось его застрелить, так как он представлял опасность.
— А медведь агрессию какую-либо проявлял? В соцсетях пользователи задаются вот таким вопросом.
— Вы себе представляете, как медведь должен проявлять агрессию? Я вам расскажу. Дрессировщики в цирке отмечают, что медведь — трудное и непредсказуемое животное в дрессировке. Когда он нападает, он не проявляет никаких внешних признаков, прежде чем напасть. И в природе точно так же. Допустим, кошачьи скалят зубы, принимают угрожающую позу, рычат. А медведь — зверь такой, что мгновенно принимает решение и мгновенно нападает. И внешне определить, что он сейчас нападёт, через секунду или через две — такого не бывает. Поэтому он не рычал из кустов, ничего не делал, вот просто встал и пошел к ним навстречу.
— Верно, что это был медвежонок, а не взрослый медведь?
— Это был медведь два с половиной — три с половиной года. Точней я не могу определить, но это был взрослый медведь. Медвежонком считается тот, который до года. После года это уже взрослая особь. Этот медведь был больше года однозначно.
— С начала лета было известно в Североуральске, что медведи вокруг города ходят, их видели в посёлках. Почему никаких мер не было принято для того, чтобы произошедшее вечером 10 сентября изначально предотвратить?
— Чтобы предотвратить, это надо было город забором обнести с колючей проволокой?
— Существует ли специальная методика, протокол действий, инструкция, как такое предотвратить без убийства?
— Предотвратить проникновение медведя на территорию населенного пункта невозможно. А чтобы обойтись без убийства, мы принимали меры: пытались прогнать его, но не получилось.
— И ещё один популярный вопрос: почему было не усыпить медведя?
— Хороший вопрос! У нас в городе есть служба, которая может усыпить дикое животное? Нет. И тем более, что решение надо было принимать в течение часа. То есть с момента, как охотники и полиция пытались выгнать медведя из города, с момента, когда они его обнаружили возле бывшего магазина «Утес» и до его, так скажем, отстрела, прошло меньше часа.
Я уже начитался комментариев в интернете: там задают вопросы, обвиняют в безжалостности. А вот вы представьте на минуту, если бы ваш ребёнок или бы ваши родители вышли в этот момент из подъезда, к примеру, где тускло светит фонарик, а ему навстречу выходит медведь. Какая реакция была бы у человека?
Это был самец весом 60 с небольшим килограммов. Мы его не взвешивали, но вдвоем его поднять было очень тяжело. Акт осмотра ветеринаром существует, так что если есть вопросы, могу это всё предоставить.
— Подобное тому, что случилось, по вашему мнению, возможно в ближайшее время?
— Возможно вполне, я и раньше давал комментарии. В этом году в лесу, в тайге для медведя очень тяжелые времена, совершенно не уродились никакие ягоды, кедрового ореха нет, поэтому медведи нынче голодают. Медведь перед залеганием в спячку старается наесть себе подкожный жир, внутренний жир. Для этого он очень много ходит сейчас осенью, и пищи в лесу нет, он жмётся к жилью. И все равно какое-то пропитание он находит. Те же помойки, те же свалки несанкционированные. Всякое может быть. В Ивделе, например, в коллективный сад зашла медведица и терроризировала там продолжительное время садоводов, её тоже пришлось застрелить. Потому что она ходила прямо по участкам, никого не боялась. Жаль медведей, а что делать? У нас на городском кладбище сигналы поступали, начиная, наверное, с конца июня-месяца, что на кладбище видели следы медведя, потом стали видеть самого медведя, и вот буквально 5, по-моему, сентября за один день было три сигнала. То есть
весь этот день медведь провел на кладбище, его там несколько человек
видели, кто-то испугался и убежал, кто-то постоял, потом сел в машину
и уехал — по-разному люди реагируют.
— Какие меры всё же можно предпринять, чтобы такой исход событий не повторился?
— Это уже вопросы к нашей администрации, это их обязанность. На весь Департамент по охране животного мира Свердловской области есть одно такое ружьё для усыпления, оно находится в Екатеринбурге и за сорок минут никак не оказалось бы в Североуральске. Тем более, оно предназначено для усыпления животных, которые находятся в вольере. Стрелять из него нужно за 10–15 метров, это близко. И непредсказуемо, как себя поведёт медведь, потому как усыпляющее вещество действует не сразу.
 
Также, комментарием по поводу произошедшего поделился кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания Уральского государственного педагогического университета Алексей Данилов.
 
— Дикие животные активно перемещаются, особенно осенью, и могут случайно заходить в населенные пункты, даже крупные. Кроме того, животных может привлекать потенциальный источник корма. Это мусорные баки и свалки, где есть пищевые отходы. Медведи, иногда, ищут место для возможной зимовки. Так, в прошедшую зиму, молодой медведь устроил берлогу прямо в центральном парке города Снежинск (местные власти дали указание зверя не тревожить).
— Медведь зверь очень серьезный, даже подросток. Вполне может покалечить человека, домашних животных. Особенно если его испугают. Например, будут пытаться прогнать из города. Крупное животное можно усыпить и вывезти в естественные места обитания, но для этого требуется целый ряд условий: наличие специальных средств (дротиков или патронов, снаряженных шприцем со снотворным), опытных стрелков (попасть снотворным надо в определенные точки на теле зверя), средств транспортировки. К сожалению, в нашей области такое возможно лишь в Екатеринбурге. И то получается не всегда. Так что отстрел потенциально опасного животного вполне оправдан.
— Ещё один аргумент в защиту отстрела. Медведей в области стало много, численность их так или иначе нужно регулировать.
 
Елена Карпушева, член Свердловского отделения «Русского географического общества», координатор программ Движения «Зелёный дозор», поделилась своими размышлениями:

— Первая моя реакция была очень эмоциональной. Медвежонка, а таким он видится на фотографиях и в сброшенных в сеть видео, было искренне жаль. Потом я поняла, что все мы — и убитый медведь, и жители города — оказались заложниками ситуации, системы непрофессионализма. Посудите сами: мы живем среди тайги, и о том, что медведи в этом году подходят очень близко к населённым пунктам, не знал только ленивый: уже в июне начались встречи с «хозяином тайги». То на Тропе здоровья, то на дороге в Покровск, у шахт, на кладбище, даже в горах, где медведю точно делать нечего, их тоже встречали. И об этом писали: и в городских СМИ, и в соцсетях. Почему же городские власти, охотоведы и прочие ответственные лица, кто реально решает вопросы охраны природы и окружающей среды, не подумали, что рано или поздно звери могут оказаться в городе? И если это случится, то как действовать, что делать? Помнится, году в 2004 во Всеволодо-Благодатском охотники объявили настоящую войну взрослому медведю, который повадился коров драть. Они добыли его — не убили, а именно добыли, в лесу, в честной охоте. А здесь… Не знаю. Осадок остался очень неприятный от всей этой истории с медведем. Неужели по-другому нельзя было как-то решить? Хотя бы не снимать на видео эти жуткие кадры, не выкладывать их в сеть вместе с фото — эмоции у многих в соцсетях в тот вечер и на следующий день зашкаливали. Зачем это всё? Убрали вы медведя — ну сделайте тихо, без афиширования, потому что, правда, выглядит это всё совсем не героически…
 
Меня лично очень беспокоит цинизм подрастающего поколения, когда ребёнок 11 лет вслед за взрослыми твердит безапелляционно: «И правильно, что его убили, он был опасен для окружающих, он же мог напасть!» А я думаю, это человек становится всё опаснее для природы. Леса, если не горят, то вырубаются с неимоверной скоростью — а где зверю обитать? Осенними вечерами в городе темно — экономят электроэнергию. В такой темноте и кошка рысью привидится. И главное — разработан ли протокол, по которому действовать надо вот в таких вот чрезвычайных ситуациях? А глубже копнуть, что называется: раз город буквально взят в кольцо несанкционированных свалок, то почему бы дикому зверю не прийти на пир! После чтения комментариев под фото и видео с убитым медведем я была весьма удивлена: оказывается, для многих североуральцев стало открытием, что они в лесу живут, что тут звери всякие ходят и бегают и к людям выбежать тоже могут. Вот с чем не поспоришь, так с утверждением, что раньше были настоящие, потомственные, обученные охотники, знающие лес и повадки диких животных, может, поэтому и дикие животные особо не наглели? Не дай Бог, конечно, с медведем встретиться — такие встречи на лесной-то тропе могут не всегда в пользу человека закончиться. Но если медведь в город забрёл, неужели нет другого способа, кроме его уничтожения?
 
Взрослый бурый медведь — это 300–500, а то и все 800 кг живого веса. Скорость в беге — до 60-ти км/ч. Медведь не терпит на своей территории чужаков. На открытые места медведь предпочитает выходить во время утренних и вечерних сумерек. Хотя некоторые наблюдения последних лет показывают отсутствие осторожности у зверя. Вероятно, это связано с возросшей конкурентностью за места обитания. Чаще медведи подходят к населенным пунктам весной. Летом уходят глубже в лес. Медведь не жаждет встречи с человеком, в большинстве случаев, учуяв запах или услышав голос, предпочтёт скрыться.
Как говорят знатоки, если медведь смотрит на вас в упор и быстро приближается — это нападение. Иногда он делает угрожающие выпады, уши при этом торчат. При явном нападении они прижаты. Самый страшный медведь — это раненый медведь и медведь-шатун. Бурый медведь по природе своей хищное животное. Однако с уверенностью можно назвать его всеядным зверем. Он большую часть года питается растительной пищей. Именно растительность составляет практически 70% всего рациона хищника. Не исключено в рационе наличие мелких жучков и букашек, личинок.

Мнение автора.

Случаи выхода медведей к людям участились в Свердловской области. Только за август-сентябрь этого года таких случаев зарегистрировано больше 30.
 
Грустный исход событий произошёл не только в Североуральске — неделей ранее в Ивделе застрелили медведицу. Животное ходило по дачным территориям и беспокоило садоводов. Спустя две недели после убийства североуральского медведя, с другой стороны леса в город вышел медвежонок — очевидцы сняли на видео его «прогулку» рядом с детским садом. По информации от администрации Североуральского городского округа, медвежонка усыпили и отвезли в лес. Дискуссия вокруг последних событий в основном идёт по двум вопросам: «Правильно ли было убивать вышедшего в город медведя?» и «Что иначе делать, если не стрелять в животное, которое долго не уходит из городской территории?». По первому жители города и области спорят до сих пор. Ответ на второй вопрос последовал в начале октября из новостных заголовков: в Свердловской области произведут отстрел 26 медведей. Областные власти приняли это решение, чтобы урегулировать численность зверей и уменьшить возможность их выхода к людям.
Кирилл Шадрин
+4
22:57
3859
RSS
Николай Геннадьевич
16:58
+1

Статья хорошая и на актуальную тему. Но в ней не рассмотрен ещё один важный вопрос отношения человека и дикой природы. Чего греха таить люди относятся к диким зверям, как к домашним животным. Кормят их, звери привыкают и всё меньше боятся человека, а потом и случаются такие происшествия, как в Североуральске. Природу и диких зверей надо любить, но даже в зоопарке висят предупреждения о запрете приближаться к зверям. Поэтому любовь любовью, а диких зверей надо опасаться и держать с ними дистанцию, тогда и они не будут выходить в населённые пункты. Ну и конечно свалки где медведям есть чем поживиться надо убирать.

Загрузка...

Последние фотографии