Живко Добромиров Танчев - "Чтобы не дать пробиться темноте".

Последние года четыре я собирал много информации для одной книги-мечты: современной, краткой и понятной истории русско-болгарских взаимоотношениях с древнейших времен и до начала XXI века; такое вот хобби.
За это время я прочно осознал, что Урал и Болгария могут прекрасно объединять людей и помогают находить общие темы. А началось всё где-то два года назад, когда я ехал на такси в Болгарии из Бургаса в Поморие.                                                              

- А вы из какого города?– спросил по дороге таксист. – Москва, может быть?
- Нет. – ответил я. – Екатеринбург.
- Санкт-Петербург? – переспросил он, не поняв с первого раза правильно.
- Нет. Екатеринбург. Урал. – небольшая пауза. - Раньше он был Свердловск.
- А-а-а! – таксист тут же радостно воскликнул. - Знаю. Знаю! Я там еще давно был в 70-х годах. Нас возили на заводе, и много друзей есть там до сих пор…
И вот он уже описывал будни жизни в промышленном гиганте и делал это ярко, в красках, словно вернулся из путешествия вчера.                                                                 
В тот день я, одержимый созданием той заветной книги, решил, что стану изучать то, как Екатеринбург и Свердловск повлияли на жизнь болгар, оказавшихся в нашем городе и как жители столицы Урала благодаря этому открывали Болгарию и её народ. Во что эти исследования вылились, и станет основой для большинства моих статей.

Начать я хочю с того, кто учит...

Чтобы не дать пробиться темноте.

Во всех начинаниях первый помощник и друг – это учитель. Не обязательно это будет школьный преподаватель. Учитель – это человек в широком понимании этого слова. Они нужны вне зависимости от того где ты сейчас в большом мегаполисе или в небольшом приморском городишке.

Хотя городишка моего учителя не был уж таким городишком. Наоборот, это величественный и прекрасный прибрежный город, стоящий на северо-востоке страны недалеко от границы с Румынией, известном миру аж с шестого века до нашей эры. Варна – третий по численности населения в Болгарии, важный транспортный узел страны с населением свыше трёхстах-семидесяти тысяч человек.         

                           
Живко Добромиров Танчев родился в 1980 году. Первая встреча с Россией произошла у мальчика у школьной доски. В то время в Болгарии, Советской Болгарии, русский язык был обязательным предметом.

Теплые взаимоотношение Болгарии и Советского союза сказались и на системе болгарского образования. В середине 1980-х годов русский язык изучали около одного миллиона человек. Почти шесть сотен тысяч учили русскому языку.

Учитель Живки, урок за уроком открывала ему и его одноклассникам страницы истории и культуры России. Да она была строга, как и подобает настоящему учителю, но те, кто серьёзно относились к её предмету, могли по-настоящему увлечься. Её рассказы о роли России в жизни Болгарии живо и тепло звучат сегодня в речи её учеников.


- Она открыла меня к русскому языку, к русской культуре и даже открыла мне дорогу к моему будущему, - вспоминает Живко сегодня, с восхищением и неподдельным волнением.

Так случилось, что судьба отправила его на русскую стезю. 


- Я думаю, что она как-то направила меня на этот путь. Во-первых, это русский язык, Россия. Во-вторых, преподавательская сфера, - Живко удивленно почёсывает головы и добавляет. – Да. Я даже как-то и не задумывался.


А ведь Живко не думал до последнего и, что станет преподавателем. Просто, после того как он окончил бакалавриат, ему поступило предложение работать в Университете. Быть может кто-то разглядел в нем умение правильно находить общий язык с учениками, объяснять труднодоступное понятным языком. Сперва он отказал.
Живко Танчев начал работать в сфере туризма. Где-где, а здесь Россия не могла миновать его стороной.

В Варне Живко обслуживал не мало российских туристов, ему было очень приятно это общение. Чувствовалась близость народов, чувствовалось братское, именно братское, а не служебное, желание угодить друг-другу, помочь, развеселить. Русским туристам было проще всего открыться, с ними было легко найти общий язык, общие темы для разговора. А потом, через время, Живко решился попробовать себя как учитель.

И вот выбор преподавателя пал на Екатеринбург. Не многие понимали, почему именно Россия, почему именно Урал. Многие были удивлены: холодно, далеко. Консульства нет: его закрыли год назад, всего лишь через восемь лет после его открытия. Вновь откроется оно только через три года, но к этому времени Живко уже будет опытным жителем столицы Урала и уважаемым и ценным преподавателем туризма в Уральском Государственным Экономическом Университете. Не так много болгар решаются поехать на столь дальнее расстояние, но Живко решился. Работу в Екатеринбурге нашел через интернет. Собрался и прилетел.


- Мой дедушка также был в России, - неожиданно вспоминает Живко. - Два года он работал в Коми, в городе Благоево. В каком-то роде сейчас, и я продолжаю его дело.


Прилетев в Екатеринбург в 2012 году, он увидел огромный аэропорт. Аэропорт Кольцово принял своего гостя, ежеминутно погрузив его в динамику Екатеринбурга, ритм движения людей, энергию большого города. Это был третий город, который молодой болгарин повстречал на своим российском пути. До этого он находился около четырех час в Москве, почти девять часов в Санкт-Петербурге и, наконец-то, он ступил на прочную и тяжелую уральскую землю.

По приезду в Екатеринбург, Живко сразу приступил к новой и интересной работе. В университете молодого болгарина встретили хорошо. Приняли за своего. Люди были очень гостеприимные и доброжелательные. Живко отметил это уже со стороны тех людей, с которыми он переписывался прежде чем получить визу в Россию. Даже не ожидал столь устойчивого отношения со стороны преподавательского состава, руководителей и, не на последнем месте, со стороны самих студентов. Студенты отнеслись с интересом к новому преподавателю. Они отмечают в нем чувство юмора, и его уважительное и позитивное отношение.


- Я стараюсь почувствовать себя на месте студента. Пытаюсь почувствовать его так, как он сам себя чувствует, - рассказывает мой учитель о том, как он работает в университете.


Живко ценит взаимоотношение. Готов первым пойти на встречу. Да, студенты разные, но доля учителя – учить и помогать учиться. Студенты очень часто спрашивают болгарина о том, какие в Болгарии есть памятники, какая еда, какой менталитет. Он рассказывает им о самом древнем золотом кладе в Болгарии, об Асновская крепость в Родопах, расположенной на возвышении левого берега Чепеларской реки, о двух Алешах – Пловдивском и Бургаском, о храме Рождества Христова недалеко от Шипки, о Доме юмора и сатиры в небольшом Габрове, о Несебре и о жизни в своей родной Варне.

Рассказывать о еде Живко тоже не против. Живко рассуждает о способах приготовления шопских салатов, сетует на излишнюю жирность болгарских кебабов, хвалит многие болгарские молочные продукты, незаменимость болгарской палочки для всего мира.

Многие из его студентов были в Болгарии и связь с преподавателем было найти еще легче. Студент понимает, если ты пробуешь различные подходы, относишься к деятельности учителя не как к обязанности, а как к своей силе, к своему таланту, который ты должен направить в правильное и полезное русло. Конечно, нельзя создавать слишком приятельскую атмосферу, тогда ученики могут и расслабиться. Больше внимания надо уделять практике. Преподаватель должен быть открытым, потому что студенты – это тоже учителя.

В Екатеринбурге Живко впервые в жизни столкнулся с морозами. Настоящими уральскими морозами, когда лицо становится алого цвета, а теплый пар выходит обильным потоком при каждом новом слове. Пришлось купить ушанку. Приобретение сделало смуглого болгарина, как говорят студенты, похожим на настоящего медведя. А Живко и не против, ведь сравнение не настолько случайное как может показаться.

Живко очень любит уральскую природу. Она его освежает. Его чаруют и наши густые и стройные, словно солдатские полки, леса, холодное и плаксивое небо, прозрачные с проблесками бурого цвета реки. Когда Живко не ведет занятия и не работает над своими многочисленными научными трудами, его внимание привлекают наши парки. Больше всего Живко любит Парк Маяковского. Часто катается на лыжах на Уктуссе или просто гуляет. Природа для Живки – это расслабление и спокойствие.

Только в столице Урала Живко понял, что такое настоящие пробки. В принципе он понял, что такое скопление больших людей. Живко столкнулся и с таким понятием, как быстрая смена настроения.


- Настроение меняется здесь также быстро, как и погода. Хорошая погода – хорошие настроение. Плохая погода – плохое настроение. У нас в Болгарии нет таких больших перепадов температуры, поэтому и настроение не так сильно скачет.


Город большой и время в нем летит и летит. Уроки, лекции, научные работы о туризме и о русско-болгарских взаимоотношениях, прогулки в парках и встречи с добрыми и понимающими людьми идут своей чередой. На лето Живко возвращаются в Болгарию, посещает свои родные место, но потом возвращаются в Екатеринбург, где его ждут его ученики, как старые, так и новые. Но несмотря ни на что, Живко бы не выбрал для себя другой город, как ни за что бы и не выбрал другую страну. 

Живко Танчев - первый гость "Урал-Болгария Центра" в рамках проекта "Их путь лежал к Рифеям", 19 декабря 2019 года.

Живко и сейчас трудится в УрГЭУ, несет в наш город интересный зарубежный преподавательский опыт. Привносит что-то новое в наше мировоззрение. Живко поддерживает связь с экономическим университетом в Варне, что позволяет делить мнениями. Наука и преподавательская деятельность дают возможность поддержать связь между народами. Живко уверен, что всегда будет сильно связан с Екатеринбургом. Он уже точно стал неотъемлемой частью этой жизни. 

Позитивный болгарин заряжает студентов и учеников, которые готовы слушать его и внимать его словам, своей позитивностью и видит то, как много в нашем городе умных и старательных ребят и юношей – истинный клад будущей России, а преподаватель их – из близкой и родной Болгарии.                                                             
Мой учитель очень горд, что живёт и работает в той стране, которая освободила их народ. С точки зрение моральных ценностей, любой человек должен знать факт освобождения. Несмотря на то, кто и как сегодня трактует историю.                                   
Екатеринбург помог ему узнать, что русские и болгары на самом деле всегда были близки. И Урал, столь удаленный от Балканского полуострова край, чувствуется близким, родным. Несмотря на расстояния, несмотря на заблуждения, если мы будем правильного говорить, если мы не будем бояться рассуждать, и мы будем готовы дарить знания, то мы сможем научить друг друга многому. Мы сможем стать учителями друг для друга.                                                                                                           
Потому что любой город в России или в Болгарии, будь то Екатеринбург, Варна или Бургас – созвездие душ человеческих, океан мыслей, обрамленный пляжами воспоминаний. Где каждое воспоминание – маленькая песчинка. И чем яснее пляжи понимают, что связывает их единая нить побед, слав и верно решенных разногласий – тем красивее морские пейзажи.                                                                                           
Бывает так, что два народа живут бок о бок, а понять друг друга не могут. И все как в тумане; и не понятно, то ли ты не видишь, то ли тебя не видят в беспредельном мраке.                                                                                                                                       
Потому нам и нужны учителя. Что бы не дать пробиться темноте.

+11
19:07
716
RSS
Михеева Елизавета
19:45

Каждый раз, когда вижу и слышу такие истории, думаю, что мир оказывается очень тесным, что многие преграды достаточно условны. Хорошее чувство, на самом-то деле.

Теперь буду следить за Вашим творчеством и с нетерпением ждать книги «Их путь лежал к Рифеям».

Загрузка...

Последние фотографии